Миссионерское служение

  Руководитель отдела иерей Сергий Кузнецов

Миссия ? проповедь Евангелия для обращения людей ко Христу ? неотъемлемая часть служения Святой Соборной и Апостольской Церкви, пастырям и чадам которой Господь Иисус заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Церковь именуется Апостольской не только потому, что она утверждена на основании Апостолов (Еф. 2:20) но и потому, что через нее проповедь святых апостолов продолжается до сего дня. Свидетельство веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господней: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20).  Православная миссия имеет целью приведение человека к вере Христовой, приобщение его к православному образу жизни, передачу ему опыта богообщения и вовлечение его в таинственную жизнь евхаристической общины.

Миссионерские общества (движения, братства, сестричества или центры) — объединения клириков и мирян одной или нескольких епархий, создаваемые для участия в миссионерском служении Церкви и для его поддержки. В своей деятельности они призваны руководствоваться определениями священноначалия. Устав миссионерского общества, а также его глава утверждаются председателем Синодального миссионерского отдела по согласованию с епархиальными архиереями тех епархий, где по Уставу будет действовать общество. В тех случаях, когда общество призвано действовать в пределах одной епархии устав и глава общества утверждаются епархиальным архиереем. Ежегодный отчет о своей деятельности миссионерские общества направляют епархиальным архиереям и председателю Синодального миссионерского отдела. Мероприятия, проводимые миссионерскими обществами на территории той или иной епархии, проводятся по согласованию с епархиальным архиереем.

***

Задача проповеди учения Господа Иисуса Христа, составляя одну из главнейших в церковном служении, остается неизменной во все времена, подобно тому, как неизменен Подвигоположник нашего Спасения, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). И потому не только штатные сотрудники миссионерских структур, но и все православные христиане призваны к участию в этом богозаповедданном делании, памятуя слова Священного Писания: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

 

Формы и методы современной миссионерской деятельности

Опираясь на «Концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» можно выделить четыре основные формы:

1. Информационная миссия. Это свидетельство самым широким слоям населения средствами масс-медиа, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы. Для продуктивной работы информационной миссии необходимо:
— придать деятельности Православной Церкви в информационном пространстве упреждающий характер, а не реагировать с опозданием на происходящие в обществе события, использовать все многообразие новейших информационных технологий;
— выявлять и обнародовать факты информационной антиправославной деятельности и вытеснения православных программ из светских СМИ;
— создать, ввиду разрозненности усилий и отсутствия согласованной деятельности православных СМИ, единый банк данных, доступный для любого православного миссионера;
— продолжить выпуск православных библиотек на всех видах информационных носителей;
— активно осваивать электронные виды средств массовой информации — радиовещание, телевидение, Интернет.

В сфере издания православной литературы необходимы:
— более активное просвещение современных людей сокровищами святоотеческой мысли, так как творения Святых Отцов, к сожалению, остаются или непонятными или же воспринимаются с примитивной буквальностью;
— широкое издание миссионерской литературы, предназначенной для катехизации и формирования целостного представления о Церкви;
— продолжение выпуска серий книг для новоначальных по вопросам веры, христианского образа жизни и церковного отношения к насущным проблемам современного человека и общества.

2. Апологетическая миссия. Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими и сектантскими лжеучениями, которые имеют широкое распространение в России и других странах СНГ. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической работе со стороны неправославных миссионерских объединений, отдельных евангелизаторов. За последние десять-двенадцать лет в России наблюдается резкое увеличение их количества. Для противодействия религиозным деструктивным объединениям необходимо:
— актуализировать апологетическую и реабилитационную деятельность миссионерских учреждений;
— обращать большее внимание на проблемы апологетики в миссионерской деятельности.
— активизировать просветительскую деятельность каждого прихода для предотвращения появления сект и расколов.

3. Воспитательная миссия (воцерковление). Это работа с готовящимися ко Святому Крещению и с теми, кто, будучи крещёнными, не получили соответствующего научения в основах веры и не являются активными членами Церкви. Цель такой миссии — включение крещённого человека в церковную жизнь в полной мере, формирование православного уклада жизни. Воцерковление должно осуществляться по схеме: «Оглашение — Крещение — научение». Оглашение предполагает предварительные катехизаторские беседы об основах вероучения. В настоящий момент сложилась ситуация, которую невозможно считать приемлемой, когда человек крестится, не зная веры и церковных традиций. Такой человек, как правило, появляется в храме лишь для отправления обрядов и удовлетворения частных религиозных потребностей и очень часто лишается правильного восприятия Таинств Церкви. Современная церковная жизнь требует возрождения института оглашения. Катехизация должна строиться на четких постулатах:
— Христоцентричность проповеди и деятельности;
— признание Боговдохновенности Священного Писания и приоритета его в жизни православного христианина;
— принятие Священного Предания Православной Церкви в целом;
— восприятие Церкви как Тела Христова, частью которого является каждый член общины (1 Кор.12:27), а единым Главой — Господь Иисус Христос;
— свидетельство о Церкви как о радости жизни во Христе;
— признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;
— осознание того, что личность не растворяется в Церкви, но ею охраняется, и человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя как личность во всей полноте.

Необходимо подчеркнуть каноническую недопустимость (за исключением особых случаев) Крещения без предварительной катехизации. Крещение без оглашения запрещается 78 правилом VI Вселенского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора. Конечно, мы не должны накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 15: 28), однако того, кто не хочет потрудиться ради осознанного вступления в Церковь, крестить не следует, ведь язычник будет судим по закону совести, а давший обеты Крещения — по данным им обетам (Рим. 2:14).

Восприемниками следует избирать людей воцерковленных, способных активно содействовать семье в христианском воспитании ребенка. С крестившимися необходима систематическая работа по введению в богослужебную и внебогослужебную жизнь прихода. Она может состоять из следующих аспектов:
— усиление миссионерской направленности жизни приходов с помощью специальных миссионерских служб, на которых Богослужение сочетается с катехизацией и более доступно пониманию;
— укрепление внутрицерковного пространства, социо-культурной среды, содействующей воцерковлению;
— оказание помощи катехизаторами приходов в дальнейшем воцерковлении их подопечных;
— предоставление новокрещенным возможности вести активную разнообразную созидательную деятельность, в том числе организация при приходах кружков и студий как для детей и молодёжи, так и для взрослых или всей семьи в целом;
— обязательное принятие клиром прихода непосредственного участия в процессе воцерковления новых членов общины, привлечение к этому также активных мирян и катехизаторов;
— организация при крупных приходах, благочиниях или епархиальных управлениях специализированных центров духовного развития детей и молодёжи, которые принимали бы непосредственное участие в катехизаторской, просветительской работе, обладали возможностью правильно организовать процесс катехизации и содействовать духовному развитию верующих.

4. «Внешняя» миссия. Это свидетельство истины Православия среди народов, не имеющих христианских основ национальной традиции и культуры. Особенно это важно в отношении эмигрантов из стран, не имеющих традиционной христианской культуры. В настоящее время территория Восточной Сибири и Дальнего Востока интенсивно заселяется переселенцами, в основном, из Китая и Кореи. Они несут с собой свою культуру, а любая культура, как известно, имеет своим сущностным ядром определенный культ, религию. В этой связи необходимо отметить, что миссия, несомненно, становится важнейшей духовной обязанностью православных христиан этого обширного региона. Миссионерам, находящимся и свидетельствующим на этой территории, необходимо обратить внимание на следующее:
— переселенцы несут с собой определенное религиозное мировосприятие, от влияния и соблазнов которого необходимо оградить православных, возможно еще не до конца утвержденных в вере Христовой;
— необходимо направить усилия миссии на изучение традиций и мировоззренческого базиса, дабы евангелизация данной этнической группы проходила в соответствии с принципом инкультурации.

Все четыре вида миссионерского служения, выделенные условно, для удобства формирования миссионерской работы, применимы на всех уровнях церковной жизни: приходском, епархиальном, общецерковном.Положения данной Концепции являются изложением обобщенной позиции в отношении миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. На практике каждая епархия может творчески развивать изложенные здесь идеи, сообразуясь со своими конкретными обстоятельствами и возможностями. Благодаря Бога за благодатную возможность развивать миссионерскую деятельность в современных условиях, отметим, что осуществление положений данной Концепции должно всегда иметь ввиду главную заповедь любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1Кор. 13.2.).